Судьба женщины, обездоленной войной: художественный фильм «Фруза»
Киноклуб «Верность»
14 марта в дистанционном формате состоялась новая программа киноклуба «Верность», которая посвящалась белорусскому кинематографу.
Участие в программе принимали Лариса Ивановна Федорченко (Ростов-на-Дону) и Владимир Александрович Вербицкий (Донецк).
Ведущая программы Наталия Коротких отметила, что главной темой для кинематографистов Белоруссии стала Великая Отечественная война, осмысление ее последствий. Творческий опыт мастеров киноискусства обобщается в издании «Современное белорусское кино» (Минск, 1985).
Немецко-фашистские оккупанты принесли много горя белорусам. Людей казнили, уничтожали, сжигали целыми деревнями. Страшную судьбу Хатыни повторила не одна деревня. Судьбе белорусского мальчика, который становится свидетелем карательной операции фашистов, посвящен фильм Элема Климова «Иди и смотри». Ведущая обратилась к белорусским фильмам, глубоко и правдиво раскрывающим эпические события. Фильмы «Руины стреляют…», «Время выбрало нас» появились вслед за выдающимися эпопеями «Освобождение», «Блокада». Подлинным документом времени и судьбы человека стал фильм-дилогия Виктора Турова «Сыновья уходят в бой».
Значимый кинематографический пласт – экранизации произведений советского белорусского писателя Василя Быкова проанализировал Владимир Вербицкий. Оттолкнувшись от военной прозы Быкова, киновед заострил внимание на фильмах «Третья ракета» и «Обелиск» Ричарда Викторова, «Альпийская баллада» Бориса Степанова, «Восхождение» Ларисы Шепитько.
О художественном телефильме «Фруза», созданном по рассказу Василя Быкова «На тропе жизни», рассказала Лариса Федорченко. Она призналась: «Открыла для себя эту картину, как глоток чистой родниковой воды. Фильм «Фруза» – отдохновение души. Он, как солнышко, освещает все вокруг».
В картине показаны первые послевоенные годы. По словам Ларисы Ивановны, «в ленте очень точно воссоздана атмосфера». Чувствуется, что кинорежиссер Вячеслав Никифоров с любовью отнесся к послевоенному времени – периоду его детства. Такое погружение в материал стало возможностью для режиссера ненадолго оказаться в прошлом.
Обратившись к образу главной героини, Лариса Федорченко отметила, что Фруза как женщина и как человек удивительно прекрасна. Ее украшают скромность, душевная чистота, доброта. Только не повезло ей в жизни. Женихов после войны было мало, и не каждой женщине достался «свой собственный». Приехавшая в город из разоренной войной деревни, потерявшая всех близких родственников, Фруза ведет одинокую жизнь. Как всякой женщине, ей хочется семьи, детей, но перспектив на замужество нет. Желание Фрузы родить ребенка от женатого мужчины натолкнулось на всеобщее осуждение. И только дед-сосед в деревне оказался мудрым человеком и поддержал Фрузу словами: «Роди сына, он народит внуков, и поклонятся они тебе до земли. А не поклонятся – лишь бы жили…». В этом заключена извечная народная мудрость и гимн материнству.
“Многие и многие женщины послевоенного времени остались одинокими. В том виновата война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Не найдя своего личного счастья, героиня фильма сумела обрести счастье материнства, и, тем самым, выполнила свое предназначение женщины – продолжательницы рода человеческого”, –
выразила суть образа Фрузы Лариса Федорченко.
Запоминающиеся подробности изложила Лариса Ивановна об актерах фильма – исполнителях главных ролей. Это ленинградская актриса Татьяна Кулиш и белорусский актер Владимир Кулешов. Удивительным образом у них даже фамилии схожи. Более того, все актеры фильма в едином, гармоничном ансамбле и создают ту особую атмосферу и магию фильма «Фруза».
Образ Фрузы в фильме прожила заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кулиш. Она воплотила полную противоположность литературой героини Василя Быкова. Ее Фруза – стройная, трепетная, незащищенная. Налицо и другие расхождения. Все различия экранного и литературного образов Фрузы Татьяна Кулиш сумела компенсировать своим обаянием, душевность, искренностью, глубиной творческой личности.
Итогом встречи стали слова об актуальности фильма «Фруза». Войны уносят бесценные человеческие жизни, ранят женские души, лишают женихов, мужей, братьев. Почему же из века в век повторяется трагедия людская?
15.03.2023 | Просмотров: 445