Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Один из выдающихся композиторов и исполнителей эпохи классицизма

к 280-летию со дня рождения Луиджи Боккерини

19 февраля исполняется 280 лет со дня рождения Луиджи Родольфо Боккерини (1743–1805) — выдающегося итальянского композитора и превосходного виолончелиста. Необычайно ярко проявилось в его творчестве характерное для того времени слияние исполнителя и композитора в одном лице.

Как композитор Боккерини оставил после себя богатое творческое наследие, включающее около пятисот различных произведений, среди которых симфонии, виолончельные концерты, струнные трио, квартеты, квинтеты, а также духовные кантаты, оратории и мессы. Его творчеству свойственно сочетание эмоциональности с грацией и изяществом, жизнерадостности и непосредственности с проникновенностью и лиризмом. Инструментальные произведения Боккерини отличаются ясностью и прозрачностью стиля.

Композиторский и исполнительский стиль Боккерини характеризуется стремлением к выразительности. Для XVIII века Боккерини был художником, прокладывавшим пути в будущее; его творчество поражало современников смелостью инструментовки, новизной гармонического языка. Он был ярким представителем так называемого «галантного стиля». Простые, певучие, иногда меланхоличные мелодии Боккерини, блестящее техническое мастерство принесли композитору большую популярность ещё при жизни. Особым признанием творчество Боккерини пользовалось в начале XIX века. Поэты воспевали имя композитора в стихах, посвящали ему поэмы и называли его музыку божественной. Еще большее значение имеет Боккерини в истории виолончельного искусства, сыграв огромную роль в создании классической виолончельной техники и утвердив виолончель как сольный инструмент. Техническая трудность его произведений, которые до сих пор сохраняются в репертуаре виолончелистов, свидетельствует о высоком уровне исполнительского мастерства Боккерини.

Луиджи Боккерини родился в старинном тосканском городе Лукка в музыкальной семье. Отец, контрабасист Леопольд Боккерини, преподал ему первые уроки игры на виолончели.

Образование продолжалось в одной из семинарий у превосходного педагога, виолончелиста и капельмейстера аббата Вануччи. Уже с двенадцати лет Боккерини начал выступать публично, завоевав известность среди городских любителей музыки. Затем юный виолончелист совершенствовал свою игру в Риме, где можно было услышать игру Тартини, Пуньяни, Сомиса, составлявших мировую славу итальянского скрипичного искусства, впитать новые музыкальные впечатления. Боккерини вскоре также привлек к себе внимание не только игрой, но и сочинениями, вызывавшими всеобщий энтузиазм. По возвращении в родной город музыкант организует струнный квартет, в который входят известнейшие виртуозы того времени − скрипачи П. Нардини и Ф. Манфреди, а также альтист Дж. Камбини. В середине XVIII века квартетное исполнительство только начинало развиваться — это был новый жанр, нарождавшийся в ту пору, и созданный Боккерини квартет был одним из наиболее ранних известных нам профессиональных ансамблей мира.

В 1767 году вместе с другом Манфреди совершает концертное турне по Италии и Франции, с успехом выступает в Париже. Произведения Боккерини предложили печатать парижские нотоиздатели. Его музыку и исполнение высоко оценили К.В. Глюк и другие музыканты. Некоторым же слушателям игра Боккерини показалась непривычно резкой и дисгармоничной. В конце 1768 года, воспользовавшись предложением испанского посла поступить на службу к инфанту Испании, будущему королю Карлу IV, музыканты направились в Мадрид. Дальнейшая жизнь Боккерини сложилась неудачно. Судьба уготовила ему участь изгнанника, существование, полное унижений, бедности, постоянной борьбы за кусок хлеба. Он испытал всю тяжесть аристократического «меценатства», глубоко ранившего на каждом шагу его гордую и чувствительную душу, и прожил долгие годы в беспросветной нужде. Вынужденный, из-за болезни и тяжелых условий придворной службы, рано прекратить исполнительскую деятельность, Боккерини продолжал сочинять, отсылая свои произведения во Францию и Германию. Можно только удивляться, как при всем том, что выпало на его долю, он сумел сохранить неистощимую жизнерадостность и оптимизм, ярко ощутимые в его музыке.

За истекшие 2 столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.

В нотном фонде отдела искусств ГБУ «ДРУНБ» широко представлены произведения Боккерини как в авторских сборниках, так и в многочисленных нотных изданиях концертного и педагогического репертуара в переложениях для различных инструментов и ансамблей.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей