Создатель художественной игры на скрипке
к 370-летию со дня рождения Арканджело Корелли, композитора, педагога, скрипача
Имя Арканджело Корелли (1653–1713) − итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных− принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам. Однако сегодня слава его носит несколько «музейный» оттенок: мы редко слышим его музыку с концертной эстрады, многие из его сочинений в России никогда не издавались, и вследствие этого, не доступны широкому кругу музыкантов. Виртуальная выставка знакомит с наследием Корелли, широко представленным в фонде отдела искусств ГБУ «ДРУНБ» в нотных сборниках издательств Editio musika Budapest и Edition Peters Leipzig. 17 февраля отмечается 370 лет со дня рождения основоположника итальянской скрипичной школы Арканджело Корелли. Он проявил себя не только как композитор и замечательный скрипач-исполнитель, но также как блестящий педагог и дирижер. Профессиональное образование Корелли получил в Болонье, где уже в середине XVII века сложилась своя школа скрипичной игры. В семнадцатилетнем возрасте, выдержав строгий экзамен по композиции, Корелли был принят в болонскую Академию филармоников – необычайно распространенное в то время музыкальное концертное общество. Большую часть жизни Корелли провел в Риме. Работал в церкви скрипачем, концертмейстером оркестра театра «Капраника», выступал во главе инструментальных ансамблей, часто выступал в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы — салоне шведской королевы Христины, которой посвятил изданный в 1681 году сборник трио-сонат op. 1, положивший начало европейской славе Корелли. Состоял на службе у самых влиятельных и знатных семей Италии, образованных людей, отличающихся гуманистическим мировоззрением. В 1687-1690 возглавлял капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 − заведовал капеллой кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями). Здесь в 1708 году он встретился с Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление. С полным правом можно сказать, что Корелли был властителем душ, эталоном для многих современников – как исполнителей, так и композиторов. Об этом свидетельствует огромное число сочинений «на темы Корелли», которые начали появляться уже при жизни композитора в самом начале XVIII века. Прежде всего, воображение современников поражали концерты Корелли. С 1710 года Корелли перестал выступать и занимался только композицией, трудясь над созданием «Concerti grossi» Корелли отличался исключительной требовательностью к сочиняемой музыке. Композитор подолгу вынашивал художественные замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Хотя Корелли начал заниматься композицией еще в 70-е годы XVII века и интенсивно работал всю жизнь, однако из всего написанного опубликовал лишь 6 циклов (opus 1—6): четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi. Его сборники сонат для скрипки соло с басом: ор. 6 и сборники «Concerti grossi» являются редчайшими образцами старинной предклассической сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Стиль сонат Корелли кажется теперь сдержанным и строгим. Однако при жизни композитора его сочинения по свидетельству современников воспринимались иначе: «потрясали чувства, воображение и душу».Как виртуоз и педагог Корелли был основателем так называемой римской школы, положившей начало «золотому веку» итальянского скрипичного искусства. В основе исполнительского мастерства Корелли лежало «искусство пения», ограниченное строгими рамками, идеалом являлась «связная» плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения Корелли, богатство и разнообразие оттенков. Корелли умел понять и почувствовать индивидуальные качества каждого ученика, развить их. Ни один из них не стал «копиистом» мастера. Среди его учеников – замечательные скрипачи − П. Локателли, Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис, составившие в первой половине XVIII века славу скрипичного искусства Италии. |