Глава большой композиторской школы гнесинцев
к 140-летию со дня рождения М.Ф. Гнесина
2 февраля отмечается 140-лет со дня рождения Михаи́ла Фабиа́новича Гне́сина (1883—1957), русского и советского композитора, педагога, музыковеда, музыкально-общественного деятеля, доктора искусствоведения. М.Ф. Гнесин является представителем большой замечательной семьи музыкантов, сыгравших огромную роль в развитии русской музыки и музыкального образования. С детства его окружала музыка: пять старших сестёр играли на музыкальных инструментах (четыре пианистки и одна скрипачка) и получили образование в Москве, а мать была певицей-любительницей. Певцом стал и младший брат — Григорий, с которым Михаил был особенно близок. Начальное музыкальное образование по классу скрипки и фортепиано Гнесин получил в родном городе − Ростове на Дону, обучаясь у одного из лучших педагогов О.О. Фритче. Интересуясь историей, литературой и этнографией, Михаил Гнесин отличался жаждой знаний, став ещё в юности чрезвычайно эрудированным человеком. Попытка поступить в Московскую консерваторию не увенчалась успехом. По совету знаменитого композитора А.К. Лядова, профессора Петербургской консерватории, одобрившего его юношеские романсы, поступает в Петербургскую консерваторию. Здесь его главным учителем стал Н.А. Римский-Корсаков, что оказалось великой удачей для молодого музыканта. До конца жизни Н.А. Римский-Корсаков оставался для него безусловным идеалом. В дальнейшем он постоянно обращался к творчеству Римского-Корсакова в своих статьях, написал книгу «Мысли и воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове». Близкой творческой средой для молодого композитора становится литературный круг символистов. На его раннее творчество, пронизанное символизмом, оказало огромное влияние знакомство с крупнейшими поэтами Серебряного века — А. Блоком, Вяч. Ивановым, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом. Многочисленные романсы, созданные на стихи символистов, отличаются редкой проникновенностью. Вокальные сочинения, как и другие произведения «символистского» периода представляют собой наиболее объёмную и, возможно, самую значительную часть композиторского наследия М. Гнесина. Выдающаяся певица Н.И Забела-Врубель охотно исполняла произведения Гнесина, и творческое сотрудничество с ней было важнейшей вехой на его композиторском пути . Ещё учась в консерватории, Гнесин получает признание как один из ярких молодых авторов, а главное, находит истинных почитателей своего таланта среди выдающихся исполнителей. «Добрым гением» молодого композитора стал и знаменитый пианист и дирижер А.И. Зилоти, постоянно включавший новые сочинения в программы своих концертов. Премьеру посвящённой ему сонаты-баллады для виолончели и фортепиано А. Зилоти исполнил с величайшим виолончелистом XX века — П. Казальсом. Благодаря Зилоти произведениями Гнесина заинтересовалось крупнейшее музыкальное издательство Юргенсона, которое активно печатало все его новые сочинения. Интерес к античности и греческой трагедии приводит Гнесина к идее создания специальной системы музыкального произнесения текста, своего рода попытке «реконструкции» древнегреческого театра. В творческом сотрудничестве со Всеволодом Мейерхольдом, композитор создает музыку к трём античным трагедиям, «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла, «Финикиянки» Еврипида. Гнесин продолжил сотрудничество с режиссером уже в Москве, создав ярко гротескную музыку к знаменитому спектаклю «Ревизор». В Петербурге началась активная музыкально-критическая и научная деятельность М.Ф. Гнесина. Он публикует много статей в журнале «Музыкальный современник». Среди главных затрагиваемых тогда и впоследствии вопросов – проблемы национальных особенностей в музыкальном искусстве, соотношение музыки и слова, музыкальная драматургия, принципы симфонизма и многое другое. Гнесин видит своё предназначение в просветительстве. Еще будучи студентом руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Екатеринодаре (Краснодаре) преподавал в музыкальных школах, училищах и кружках, выступал с лекциями. В Ростове-на-Дону основал музыкальную школу (ныне его имени). Благодаря его неутомимым усилиям создаются различные лектории, собирается Музыкальная библиотека им. Римского-Корсакова. В 1920 году он становится первым директором народной консерватории, заведует музыкальным отделом Донского отдела народного образования. Самое поразительное, что вся эта блистательная деятельность проводилась в годы Первой мировой и Гражданской войн, в условиях, казалось бы, просто исключающих что-либо подобное. В связи с интересом к фольклору народов Востока в 1910-20-х годах М.Ф. Гнесин посетил Палестину и Египет, после чего еврейская народная музыкальная традиция и тематика надолго стали питательной основой его композиторского творчества. Переехав Москву, Гнесин с увлечением занимается педагогической работой. С 1925 по 1936 – профессор композиции Московской консерватории и с 1923 − училища им. Гнесиных (основанного сестрами), в 1935-44 − Ленинградской консерватории, в 1944 -51 − заведующий кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Глубоко творческий педагог, он был подлинным новатором в своих подходах и начинаниях. Стремясь угадать в ученике ростки его будущей индивидуальности, он успешно находил путь к раскрытию наиболее сильных сторон ученика, умел направить его собственное, самобытное развитие. В отличие от всей предыдущей практики преподавания композиции он вводит занятия сочинением с самого начала обучения, а не после изучения учащимися теоретических курсов. Новый принцип, фактически, впервые применяемый Гнесиным, позже распространился на все учебные заведения страны. Впоследствии, уже в 1941 году Гнесин изложил свою практику в учебнике «Начальный курс практической композиции». В списке его наиболее известных учеников – более тридцати имен, в том числе — знаменитые советские композиторы А.И. Хачатурян, Т.Н. Хренников. В 1961 году выходит сборник статей и воспоминаний, посвящённый Гнесину (редактор-составитель Р.В. Глезер), включавший многие материалы как самого Гнесина, так и большого числа других авторов (эта книга остаётся самым крупным монографическим изданием о Гнесине). Однако, в основном, музыка Гнесина звучит на вечерах памяти, к его юбилейным датам — фактически, как произведения почти «забытого» автора. Наследие Гнесина, незаслуженно мало востребованное долгие годы, постепенно выходит из забвения. В фонде отдела искусств ГБУ «ДРУНБ» представлены как раритетные издания, освещающие жизненный и творческий путь композитора, так и современные материалы. |