Велико искусство прививать людям прекрасные идеи
к 240-летию со дня рождения Стендаля
Отдел документов на иностранных языках представляет выставку документов цикла «Личность. Творчество. Жизнь» к 240-летию со дня рождения Стендаля. Стендаль – псевдоним Анри Бейля, который является одним из величайших мастеров французской прозы и современником бурных событий Великой французской революции, Реставрации и революции 1830г. В его автобиографических произведениях «Жизнь Анри Брюлара» (1890) и «Воспоминания эгоиста» (1832) отражены глубокие расхождения молодого революционного и антиклерикально настроенного Стендаля с его консервативной семьей (он был сыном богатого нотариуса из Гренобля). Поступив после окончания школы в военное министерство, Стендаль участвовал во многих военных походах Наполеона, в том числе и в Россию. После Реставрации, не желая оставаться в монархической Франции Бурбонов, Стендаль несколько лет жил в Италии, где установил связи с руководителями национально-освободительного движения карбонариев. Вызвав этим недовольство властей, он возвратился во Францию, однако после революции 1830 г. снова уехал в Италию в качестве консула, сначала в Триест, а затем в г. Чивитавеккья. Творчество писателя отличается необычной простотой психологического анализа, постановкой больших социальных проблем. В произведениях Стендаля виден аналитический ум, горячий темперамент и проницательность. Стендаль начал свой путь с ряда публицистических работ, книг об искусстве, в том числе эстетического трактата «Раин и Шекспир» (1823-1825). Только после этого он приступил к созданию художественных произведений. Его перу принадлежат романы: «Арманс» (1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839). Посмертно были изданы «Люсьен Левен (Красное и белое)» (1855) и «Ламьель» (1889). Познакомившись со старыми итальянскими рукописями XVI-XVII вв., Стендаль обработал ряд эпизодов из них для своих «Итальянских хроник» (1855). Любовь к смертельной опасности, способность к жестокой вражде, необузданность желаний, мужество и твердость духа – все это интересует Стендаля как характерные качества человека эпохи Возрождения. Заслужив при жизни признание немногих, Стендаль был заново «открыт» во второй половине XIX в. |