Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Один из крупнейших представителей авангардизма

к 110-летию со дня рождения В. Лютославского, польского композитора

25 января исполняется 110 лет со дня рождения Ви́тольда Лютосла́вского (1913-1994)—польского композитора и дирижёра, одного из крупнейших музыкантов XX века, завоевавшего своим творчеством репутацию главного национального классика после Шопена. Будущий композитор сочинял музыку с девятилетнего возраста, учился игре на фортепиано и скрипке. В 1930-х годах Лютославский учился в Варшавской консерватории, где его преподавателем композиции был ученик Н.А. Римского-Корсакова Витольд Малишевский (1873–1939). Именно талантливый педагог Малишевский заложил основы композиторского мастерства Лютославского. Вторая мировая война прервала успешно начавшуюся пианистическую и композиторскую карьеру Лютославского. В годы нацистской оккупации Польши музыкант был вынужден ограничить свою публичную деятельность игрой на фортепиано в варшавских кафе, иногда в дуэте с другим известным впоследствии композитором Анджеем Пануфником (1914–1991), собирая средства для артистов, скрывающихся от нацизма. В результате совместного музицирования было создано произведение, ставшее одним из самых популярных не только в наследии Лютославского, но и во всей мировой литературе для фортепианного дуэта, — «Вариации на тему Паганини». Три с половиной десятилетия спустя Лютославский переложил Вариации для фортепиано с оркестром — эта версия также пользуется широкой известностью.

Вершины раннего стиля Лютославского — Первая симфония (1947) и Концерт для оркестра (1954). В период 1949-1954 год творчество Лютославского тесно связано с польским фольклором. С 1955 года композитор отказывается от применения тональной системы и стремится к поискам новых выразительных средств. Определяя свое место среди композиторов XX века, Лютославский утверждал, что не имеет отношения к традициям новой венской школы (А. Шенберг, А. Веберн) и чувствует гораздо более тесную связь с К. Дебюсси, И. Стравинским, Б. Бартоком. В своих сочинениях он пытался соединить фундаментальные основы искусства с принципиально новым, современным музыкальным языком.

Лютославский — крупнейший симфонист в музыке второй половины ХХ столетия. В 1960-е годы, соединив фундаментальные европейские традиции музыки с новейшими средствами и приемами авангарда, Лютославский открыл новую страницу в истории симфонизма

Творческим credo композитора стало создание идеального мира. Нерушимую веру в идеальный мир и глубокую связь с ним человека подтверждает высказывание Лютославского о Шопене — одном из его кумиров: «Воображаемый мир в произведениях Шопена … утверждает для меня существование идеального, лучшего мира в воображении творцов». В поисках правды, красоты и идеального мира Лютославский создал свой, абсолютно самобытный мир, дружественный по отношению к слушателю, но очень опосредованно связанный с традицией и другими течениями новой музыки.

Музыка Лютославского отличается концертным блеском, в ней ярко выражен элемент виртуозности. Неудивительно, что с композитором охотно сотрудничали выдающиеся артисты.

Сам Лютославский обладал незаурядным дирижерским даром. Ограничив свой дирижерский репертуар собственными сочинениями, Лютославский выступал и записывался с оркестрами разных стран.

В каком-то смысле Лютославский — изолированная фигура. Наверное, этим и определяется его статус классика XX века и принципиального космополита.

После исполнения Струнного квартета в Стокгольме в 1965 году к композитору приходит международное признание.

Сочинение «Три стихотворения Анри Мишо» считается образцом хорового авангарда XX века.

Лютославскому принадлежат четыре симфонии, концерт для оркестра, ряд камерных и вокальных сочинений на французские сюрреалистические стихи, близкие его художническому мировоззрению многозначностью и неуловимостью смыслов.

Он лауреат множества музыкальных премий, награждён золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), командор французского Ордена искусств и литературы (1982), польского Ордена Белого орла (1994), почётный доктор многих университетов, включая Кембриджский. С 1990 года в Варшаве проходит Международный конкурс композиторов имени Витольда Лютославского, организованный Национальной филармонией. Его произведения исполняли лучшие музыканты мира.

Любителям, которые пока незнакомы или мало знакомы с творчеством Лютославского, музыковед Левон Акопян, автор энциклопедического словаря «Музыка XX века» (Москва, 2010), советует обратиться для начала к записям, осуществленным с участием виртуозов: Мстислава Ростроповича «Концерт для виолончели с оркестром», Крыстиана Цимермана «Концерт для фортепиано с оркестром» и Анне-Софи Муттер «Скрипичный концерт „Цепь-2“», которым посвящены эти три опуса. При всей современности музыкального языка трех концертов, они слушаются легко и с особым увлечением. Лютославский, в отличие от очень многих современных композиторов, всегда старался делать так, чтобы слушатель в обществе его музыки не чувствовал себя чужим, так как считал свою музыку «лекарством от одного из самых мучительных недугов человека — чувства одиночества». Отдел искусств предлагает любителям музыки, после возобновления очного обслуживания, более подробно познакомиться с изданиями, освещающими творчество прославленного композитора, его произведениями в нотных изданиях и звукозаписях.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей