Великий реформатор театра
к 160-летию со дня рождения К.С. Станиславского,
русского и советского театрального режиссера, актера, педагога
«Жить — значит действовать. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». 17 января исполняется 160 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского, выдающегося театрального режиссёра, актёра, педагога, теоретика и реформатора театра, создателя знаменитой актёрской системы, первого народного артиста СССР. Этой дате посвящена виртуальная выставка документов, подготовленная сотрудниками отдела искусств. Константин Сергеевич Станиславский, урожденный Алексеев, – потомственный купец и фабрикант. По образованию инженер, он долгие годы успешно занимался семейным бизнесом по изготовлению золотой и серебряной канители. Но самым главным, интересным и любимым делом всей своей жизни считал театр. Семья не одобряла увлечение театром молодого и перспективного промышленника. «У Кости не то в голове, что нужно». Чтобы не позорить фамилию, Константин взял театральный псевдоним Станиславский. Вплоть до начала Первой мировой войны он успешно совмещал работу на фабрике со своей театральной деятельностью. В 1888 году вместе с певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским и художником Ф.Л. Соллогубом он организовал Московское Общество Искусства и Литературы (МОИиЛ). Спустя 10 лет в 1898 года началась работа труппы Московского художественного театра, созданного совместно с В.И. Немировичем-Данченко. В театре ставили пьесы М.Горького, А.Толстого, других современников. Новаторскими стали пьесы А.П.Чехова, которые передавали атмосферу жизни, создавали впечатление сопричастности, что было ново и непривычно для того времени. Именно тогда Станиславский углубляется в изучение «жизни человеческого духа» актера на сцене. Он работает над своими сценическими ощущениями, наблюдает за другими актерами, анализирует известные работы Щепкина, изучает историю театра и постепенно формирует новую систему. Такую систему, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания». Но чтобы оформить основы нового сценического учения, ему понадобилась больше четверти века. Во время зарубежных гастролей МХАТа в 1922 году, по предложению американского издательства, Станиславский работает над книгой, которая выйдет в 1924 году в Бостоне. Называлась она «Моя жизнь в искусстве». Здесь он изложил основы своей системы, суть которой можно выразить одной фразой, уже ставшей хрестоматийной: «На сцене нет маленьких ролей, так же как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное создать иллюзию живой действительности». На русском языке эта книга будет издана только в 1926 году. Ее переведут на многие языки, в том числе и на английский, потому что именно новую, московскую редакцию, Станиславский считал основной. До последних дней жизни работая с актерами, Станиславский вел поиск педагогических приемов, принципов создания образа, методов перевоплощения, которые помогли бы воспитать актера «нового типа» и построить театр глубокой жизненной правды. Их он выкристаллизовал и окончательно, после нескольких десятилетий исканий, анализа и размышлений, оформил в книге «Работа актера над собой», которая вышла в 1938 году, уже после смерти режиссера. Сегодня система, созданная Станиславским, является основной теорией сценического искусства во всем мире. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года. Он прожил жизнь разноплановую, насыщенную, яркую. Инженер и управленец, актер и режиссер, теоретик и новатор театра – это все Станиславский. Всю жизнь неизменную поддержку Константину Сергеевичу оказывала его жена – актриса Мария Петровна Перевощикова. «Ни секунды не сомневаюсь, что без тебя мне не прожить на этом свете» – такие слова адресовал ей Станиславский. Их дети много сделали для сохранения памяти об отце: Кира Константиновна работала директором, Игорь Константинович – хранителем Дома-музея Станиславского. С трудами Константина Сергеевича Станиславского, изданиями о его жизни и творчестве, литературой о театре и актерах вы можете ознакомиться, посетив отдел искусств Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки имени Н.К.Крупской. |