Шедевры, хранящие вечность
Цикл книжных выставок
Мы завершаем знакомство с циклом книжных выставок литературы по искусству зарубежных стран. В этот раз в экспозициях представлены редкие издания на немецком языке из серии «GALERIE DER GROSSEN MALER», в которые вошли полотна Франче́ско Ла́дзаро Гварди — итальянского живописца, рисовальщика и гравёра, видного представителя венецианской школы, мастера ведуты. Стиль Франческо Гварди — это многофигурные и многоцветные гармоничные композиции, написанные с потрясающим мастерством и точностью передачи деталей. Благодаря такой дотошности художника нам стали известны мельчайшие детали повседневного быта Венеции того периода, не сохранившиеся до наших дней. В этом плане каждая картина художника — полноценный исторический документ, кроме несомненных художественных достоинств имеющий еще и свойства своеобразной «машины времени». Глядя на полотна Гварди, словно попадаешь в тот отрезок времени, который остался «законсервированным» только на картине художника. Заслуживает внимания творчество Рауля Дюфи — французского художника, представителя фовизма, а позднее — кубизма. Его упрекали в легкомыслии, говорили, что попусту растрачивает талант. Дюфи в самом деле обходил стороной изображение пороков общества и заигрывания с мировой бездной и экзистенциальным отчаянием. Он заявлял: «Если праздники так нравятся людям, почему они не могут нравиться мне, художнику?». Элегантная небрежность и радость бытия - вот что желал писать Дюфи. Регаты и скачки, породистые лошади и не менее породистые джентльмены, изящные дамы и жизнь как праздник – таков стиль Рауля Дюфи. Своего рода «дюфизм» – это колористическая основа с нанесёнными на неё тонкими линиями формы. А ещё Дюфи – это блестящий декоратор и автор одного из самых больших в мире панно. Это панно изображает историю электричества и портреты сотни знаменитых учёных. Сегодня оно хранится в Музее современного искусства в Париже, где экспонируется лишь его часть. Создание панно было своего рода кульминацией творчества Рауля Дюфи. Хочется сказать и о работах Франса Халса (Хальс) — одного из достойнейших представителей голландской живописи Золотого века. У художника свой оригинальный стиль письма. Его можно назвать родоначальником будущего направления – импрессионизма. У автора нет «гладкости», он свободен в размахе кисти и у него сочные, яркие и в то же время теплые и плотные краски. «Мужчина в черной одежде», «Портрет Тимана Оосдорпа», групповое полотно «Регентши приюта для престарелых» и другие работы автора, в которых преобладает черный цвет, хотя и со множеством нюансов, про которые, кстати, известный художник Винсент Ван Гог в будущем скажет, что «у Халса в черном цвете не меньше 27 оттенков». Особую ценность представляют полотна Жана Огю́ста Домини́ка Энгра — французского художника, живописца и графика, общепризнанного лидера европейского академизма XIX века. Он получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. Практически все основные произведения Энгра остались во Франции в коллекциях крупнейших музеев страны, особенно в Лувре и Музее Энгра в Монтобане. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США. В России хранятся считанные произведения Энгра — первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ). и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Примерно семь восьмых от его наследия составляют графические работы, одних портретов сохранилось 455. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника — искусство портрета., это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года. Стиль и техника Энгра сформировались ещё в ранней молодости и мало менялись в течение его жизни. Были рады предоставить вам встречу с шедеврами, хранящими вечность! |