Как мало, в конце концов, нужно человеку, чтобы жить
к 295- летию книге «Путешествие Гулливера» Д.Свифта
Сатирико-фантастический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», в котором ярко и остроумно высмеиваются человеческие и общественные пороки. Первое издание вышло в Лондоне в 1726 году, и мы отмечаем 295 лет со дня его написания, что продолжает цикл виртуальной выставки «Книги – поколений, книги – юбиляры». Сочиняя свой роман, писатель использовал мотивы и образы народных сказок о карликах и великанах, о глупцах и обманщиках, а также широко распространенную в Англии XVIII века мемуарно – приключенческую литературу – книги о подлинных и мнимых путешествиях. Все это сделало произведение Свифта настолько интересным и знаменательным, что сатирический философский роман стал одним из самых веселых, любимых и распространенных детских книг. Свифт создал свой единственный роман « Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей», наполнив его скорбью и гневом, порожденными протестом против духовного несовершенства своих современников, их равнодушия и социальным язвам. Своим оружием автор избрал смех, язвительный, разящий, убийственный, а мишенью – неблагополучие цивилизаций. Рассказывая о стране лилипутов, где Гулливер выглядел великаном, автор смеется над напыщенностью и самомнением крошечных созданий, над кровопролитными схватками высококаблучников и низкокаблучников и неразрешимым спором о том, с какого конца надо разбивать яйцо. Смешные образы и ситуации содержали намеки на двухпартийную систему вигов и тори в Англии и на разногласие католиков и протестантов. В стране великанов Бробдингнег Гулливер сам оказался лилипутом и пытается высказать всю правду о своей Англии, о войнах, вызывая изумление у добродушных слушателей неправдоподобием своих речей. Шарлатанство ученых изысканий, оторванных от реальной жизни, становится объектом ядовитой насмешки во время посещения Гулливера летающего острова Лапуты, где обитатели достигли невероятного развития всех наук. Описывая лапутян, пребывающих в такой глубокой задумчивости, что требовались специальные хлопушки, чтобы возвращать их к действительности, Свифт наносит удар по технократическим идеям о государственном устройстве. После Лапуты Гулливер попадает в утопическую республику гуигнгномов – страну доброты, разумности, справедливости, естественности, где живут необыкновенные лошади с качествами, сделавшими бы честь людям. Сатира писателя приобретает особую горечь и злость, когда он рисует отвратительных, жадных, нечистоплотных человекоподобных йэху, приручаемых лошадьми. Свифт был безжалостен в критике общественных нравов и в то же время предан вере в нравственное совершенствование личности. Оптимизм писателя выражен в неприятии несправедливости, в уверенности, что добро должно быть завоевано и утверждено. Ознакомиться с произведением на языке оригинала «Путешествие Гулливера» приглашаем вас в отдел документов на иностранных языках. |