В мире искусства
к 150-летию со дня рождения русского художника и искусствоведа А. Н. Бенуа (1870-1960)
Деятельность Александра Николаевича Бенуа была долгой и разнообразной. Своими монументальными, высоко эрудированными исследованиями искусства, газетными и журнальными статьями, а также живописью, графикой, работами театрального художника, режиссера, организатора и художественного руководителя выставок, реорганизатора музейного дела, энергичного популяризатора забытой родной старины – более полувека он привлекал, убеждал, вел за собою одних и вызывал вражду других. Родился А. Н. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Санкт-Петербург. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски - Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса - строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве; брат акварелиста Альберта Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Детство и многие годы жизни А.Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала. Обстановка в доме, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом, и редкой зрительной памятью. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. Философовым, К. А. Сомовым и В. Ф. Нувелем; в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Нурок. Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А.Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме Александра Пушкина Медный всадник»; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Александру Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века. Также Бенуа был известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, - последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа самым дорогим в его жизни. В последние годы жизни, работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. |