Поиск
Логин:  Пароль:  Регистрация

Создатель художественной игры на скрипке

к 370-летию со дня рождения Арканджело Корелли, композитора, педагога, скрипача

Имя Арканджело Корелли (1653–1713) − итальянского скрипача-виртуоза, автора популярных произведений для струнных− принято упоминать в одном ряду с И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем, причисляя к самым знаменитым композиторам-классикам.

Однако сегодня слава его носит несколько «музейный» оттенок: мы редко слышим его музыку с концертной эстрады, многие из его сочинений в России никогда не издавались, и вследствие этого, не доступны широкому кругу музыкантов.

Виртуальная выставка знакомит с наследием Корелли, широко представленным в фонде отдела искусств ГБУ «ДРУНБ» в нотных сборниках издательств Editio musika Budapest и Edition Peters Leipzig.

17 февраля отмечается 370 лет со дня рождения основоположника итальянской скрипичной школы Арканджело Корелли. Он проявил себя не только как композитор и замечательный скрипач-исполнитель, но также как блестящий педагог и дирижер. Профессиональное образование Корелли получил в Болонье, где уже в середине XVII века сложилась своя школа скрипичной игры. В семнадцатилетнем возрасте, выдержав строгий экзамен по композиции, Корелли был принят в болонскую Академию филармоников – необычайно распространенное в то время музыкальное концертное общество. Большую часть жизни Корелли провел в Риме.

Работал в церкви скрипачем, концертмейстером оркестра театра «Капраника», выступал во главе инструментальных ансамблей, часто выступал в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы — салоне шведской королевы Христины, которой посвятил изданный в 1681 году сборник трио-сонат op. 1, положивший начало европейской славе Корелли. Состоял на службе у самых влиятельных и знатных семей Италии, образованных людей, отличающихся гуманистическим мировоззрением. В 1687-1690 возглавлял капеллу кардинала Б. Панфили, с 1690 − заведовал капеллой кардинала П. Оттобони, руководил его музыкальными концертами (академиями). Здесь в 1708 году он встретился с Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление. С полным правом можно сказать, что Корелли был властителем душ, эталоном для многих современников – как исполнителей, так и композиторов. Об этом свидетельствует огромное число сочинений «на темы Корелли», которые начали появляться уже при жизни композитора в самом начале XVIII века. Прежде всего, воображение современников поражали концерты Корелли.

С 1710 года Корелли перестал выступать и занимался только композицией, трудясь над созданием «Concerti grossi» Корелли отличался исключительной требовательностью к сочиняемой музыке. Композитор подолгу вынашивал художественные замыслы, отделывал сочинения до полного совершенства. Хотя Корелли начал заниматься композицией еще в 70-е годы XVII века и интенсивно работал всю жизнь, однако из всего написанного опубликовал лишь 6 циклов (opus 1—6): четыре сборника по двенадцать трио-сонат, изданных в 1681, 1685, 1689, 1694 годах, двенадцать сонат для скрипки соло с басом, а также двенадцать concerti grossi.

Его сборники сонат для скрипки соло с басом: ор. 6 и сборники «Concerti grossi» являются редчайшими образцами старинной предклассической сольной скрипичной сонаты и оркестровой музыки. Стиль сонат Корелли кажется теперь сдержанным и строгим. Однако при жизни композитора его сочинения по свидетельству современников воспринимались иначе: «потрясали чувства, воображение и душу».Как виртуоз и педагог Корелли был основателем так называемой римской школы, положившей начало «золотому веку» итальянского скрипичного искусства. В основе исполнительского мастерства Корелли лежало «искусство пения», ограниченное строгими рамками, идеалом являлась «связная» плавная игра. Современники отмечали яркую выразительность исполнения Корелли, богатство и разнообразие оттенков. Корелли умел понять и почувствовать индивидуальные качества каждого ученика, развить их. Ни один из них не стал «копиистом» мастера. Среди его учеников – замечательные скрипачи − П. Локателли, Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис, составившие в первой половине XVIII века славу скрипичного искусства Италии.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики Портал «Культура Донбасса» Донецкая республиканская библиотека для молодежи Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна Донецкая государственная академическая филармония Донецкий республиканский художественный музей Донецкий республиканский краеведческий музей