Музей – важнейшее общественное пространство
Выставка документов к Международному дню музеев
В отделе искусств открылась выставка документов «Музей – важнейшее общественное пространство», посвященная Международному дню музеев, который ежегодно отмечается 18 мая.
В экспозиции представлены издания, освещающие траекторию развития современного музея на ближайшие десятилетия, взгляды авторитетных личностей на его роль и функции в обществе. Художественные альбомы знакомят с собраниями и деятельностью крупнейших музеев мира.
Тенденция преобразования художественного музея в более открытое и демократическое учреждение нашла яркое воплощение в «Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду» в Париже (1977г.). Кроме коллекции современного национального искусства и выставочных галерей, он включает в себя публичную библиотеку, центр промышленного дизайна, несколько кинозалов и музыкальный центр, чтобы любой посетитель, даже тот, кто боится музеев, чувствовал здесь себя как дома. О множестве трансформаций культурной формы «музей» от ее истоков до наших дней рассказывается в монографии Т.П. Калугина «Художественный музей как феномен культуры» (Санкт-Петербург, 2008).
Демократическая идеология современного музея связана с необходимостью приобщения к искусству все более широкой публики, ее эстетического воспитания, отказа от сухой, чересчур научной интонации музейных работников, привития навыков самостоятельного творчества. Сегодня совместными усилиями педагогов и искусствоведов разрабатываются различные методики, стимулирующие художественное восприятие произведений искусства детьми различных возрастных групп, молодежной аудиторией, взрослыми, людьми «третьего возраста».
Одним из средств формирования творческого восприятия являются музейно-эстетические экскурсии. Известный российский педагог А.В. Бакушинский отводил им важную роль в эстетическом воспитании, и это особенно актуально сегодня, поскольку сложилась традиция рассматривать музейные посещения как пассивное восприятие культурных ценностей. В статье Е.Н. Селезневой «Социализирующие функции искусства и музейная педагогика» (Обсерватория культуры. – 2008. – № 1) рассматриваются разные точки зрения на формы музейной деятельности и правомерность замены традиционной экскурсии более модернизированными электронными средствами.
Чем является музей в современном мире? Не превратился ли он в памятник консерватизму? Не пришло ли время пересмотра его традиционных функций: собирать, сохранять, исследовать, воспитывать? Об этом и других проблемах, о высоком предназначении музея идет речь в беседе с Ириной Александровной Антоновой, директором ГМИИ имени А.С. Пушкина (с 1961 по 2013 год), опубликованной в журнале «Декоративное искусство» (2010. – № 3).
Сегодня музеи становятся очень популярными, посещаемыми, даже модными. Ведь еще несколько лет назад они воспринимались исключительно как некие храмы с произведениями искусства, где должно быть тихо, немножко скучно, немножко старомодно, немножко пыльно. Сейчас там бурлит жизнь! Музей становится важнейшим общественным пространством, организует обширные образовательные программы, дискуссии, лекции, кинопоказы, становится местом для семейных выходов. Это пространство, где можно посидеть в кафе, встретиться с друзьями, пойти посмотреть новые выставки и экспозиции.
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи, в статье «Нам всем надо учиться жить в таком мире», рассказала журналу «Forbes Life» (2021. ‒ № 1) о том, какими финансовыми и технологическими инструментами должен владеть музейный менеджмент в XXI веке, о создании онлайн-проекта музея «Моя Третьяковка», который задуман как игровой способ популяризации русского искусства в сети. Искусствовед выразила уверенность, что музей точно никогда не вернется к состоянию замкнутого, старомодного места для избранных. Это пространство должно быть максимально открытым всем людям, как в свое время говорил Павел Михайлович Третьяков, поставив перед собой задачу создания общедоступного музея, «от которого была бы польза для многих и удовольствие для всех».
Музейный мир динамичен, и за последние десятилетия в его западноевропейском регионе произошли серьезные изменения. Предлагаемая вниманию читателей книга Т.Ю. Юреневой «Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции» (Москва, 2007) знакомит с историей создания знаменитых художественных музеев, их современной структурой, выдающимися коллекциями и шедеврами.
Крупнейшие российские и зарубежные коллекции произведений искусства представляют художественные альбомы музеев мира.
13.05.2022 | Просмотров: 321